rus|eng

ИЗРЕЧЕНИЕ

антология кратких мыслей






 

 


АФОРИЗМЫ ИОСИФА БРОДСКОГО

Это была большая комната с тремя рядами парт, портретом Вождя на стене над стулом учительницы и картой двух полушарий, из которых только одно было законным. Мальчик садится на место, расстегивает портфель, кладет на парту тетрадь и ручку, поднимает лицо и приготавливается слушать ахинею. Воспоминание о детстве

  

Запрет на эти вещи привел к тому, что русская проза стремительно выродилась в автопортрет дебила, льстящий его наружности. Пещерный житель принялся изображать пещеру- О социалистическом реализме

  

Будь трагический опыт действительно гарантией шедевра, читатели составляли бы ничтожное меньшинство в сравнении с бесконечным, множеством великих авторов, населяющих обветшалые и   только что отстроенные пантеоны.  

  

Без преувеличений можно утверждать, что ни один писатель в русской истории не свободен от этого ощущения, приписывающего Божественному Провидению самые чудовищные вещи и считающего их автоматически подлежащими человеческому прощению.

  

В каком-то смысле [обыкновенный гений] Толстой был неизбежен, потому что [необыкновенный гений] Достоевский был неповторим.  

  

Вообще, грубо говоря, существует два типа людей и, соответственно, два типа писателей. Первый, несомненно составляющий большинство, рассматривает жизнь как единственную доступную нам реальность. Став писателем, такой человек принимается воспроизводить эту реальность в мельчайших деталях - он даст тебе и разговор в спальной, и батальную сцену, фактуру мебельной обивки, ароматы, привкусы, с точностью, соперничающей с непосредственным восприятием, с восприятием объектива твоей камеры; соперничающей, может быть, даже с самой реальностью. Закрыв его книгу, чувствуешь себя, как в кинотеатре, когда кончился фильм: зажигается свет, и ты выходишь на улицу, восхищаясь "техниколором" или игрой того или иного артиста, которому ты, может быть, даже будешь потом пытаться подражать в манере речи или осанке. Второй тип - меньшинство - воспринимает свою (и любую другую) жизнь как лабораторию для испытания человеческих качеств, сохранение которых в экстремальных обстоятельствах является принципиально важным как для религиозного, так и для антропологического варианта прибытия к месту назначения. Как писатель, такой человек не балует тебя деталями; вместо них он описывает состояния и закоулки души своих героев с обстоятельностью, вызывающей у тебя прилив благодарности за то, что не был с ним знаком лично. Закрыть его книгу - все равно что проснуться с изменившимся лицом.

  

Есть преступления, простить которые - преступление, и это - одно из них. О запрещении романов Платонова "Котлован" и "Чевенгур"

  

Жечь книги - это, в конце концов, всего лишь жест, запрещать их публикацию - это фальсификация времени.  

  

Чтобы в этих обстоятельствах создать значительное произведение, требуется такая степень человеческой цельности, которой чаще обладают трагические герои, нежели авторы трагедии;

 

Это - монолог, злобный, желчный, страшный, свирепостью напора напоминающий библейский стих. О романе Юза Алешковского "Кенгуру"

  

Такого рода проза предлагает нам конечные вещи там, где искусство предложило бы бесконечные, успокоение вместо стимула, утешение вместо приговора.  

  

Не читая стихов общество опускается до такого уровня речи, при котором оно становится легкой добычей демагога или тирана.  

1 | 2 | 3 | 4 | 5


ссылка на нас - залог попадания сюда: каталог союзников


Сборник афоризмов 2006 - 2008 © ЯКСИ.RU